Главная Лента новостей
Письмо ФНС России от 26.10.2023 № БС-4-21/13673@ «О понятии «изменение характеристик земельного участка» в целях применения пункта 7.1 статьи 396 НК РФ»
В Письме ФНС России от 26.10.2023 № БС-4-21/13673@ даны разъяснения по вопросу изменения характеристик земельного участка в целях применения пункта 7.1 статьи 396 НК РФ.
Сообщается, что, по мнению Росреестра, при применении положений пункта 7.1 статьи 396 НК РФ следует использовать понятие «изменение характеристик» в том значении, в котором оно используется в Федеральном законе от 13 июля 2015 г.                                 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), который регулирует правоотношения, связанные с изменением характеристик объектов недвижимости, сведения о которых внесены (вносятся) в ЕГРН.
Под изменением характеристик объекта недвижимости понимается такое изменение, которое основано на положениях статей 13, 14, 32, 38 и 61 Федерального закона №                   218-ФЗ. К числу таковых округление площади земельного участка до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления в соответствии с пунктом 21 Порядка ведения ЕГРН, установленного приказом Росреестра от 1 июня 2021 г. № П/0241 не относится, поскольку такое округление осуществляется исключительно с целью ведения ЕГРН без применения положений вышеуказанных статей Федерального закона № 218-ФЗ.
 
Письмо Минфина России от 05.09.2023 № 03-03-06/1/84534 «О налоге на прибыль при получении акционером (участником) в случае ликвидации дочерней организации имущественных прав в виде доли участия в другой организации и при их реализации»
В Письме Минфина России от 05.09.2023 № 03-03-06/1/84534 сообщается, что если при ликвидации дочерней компании акционер (участник) получил имущественные права в виде доли участия в другой организации, то он должен принять эти доли по рыночной цене. Рыночную цену определяют на момент получения прав.
При последующей продаже этих прав акционер (участник) может уменьшить доходы на цену покупки этих долей и на расходы, которые связаны с их покупкой и продажей. При этом цена покупки будет равна цене полученных прав, то есть рыночной.
 
Письмо ФНС России от 20.10.2023 № СД-4-3/13414@ «об уменьшении налога по ПСН на страховые взносы в связи с Законом № 427-ФЗ»
В Письме даны разъяснения по вопросу уменьшения налога по ПСН на страховые взносы за налоговый период 2023 года для налогоплательщиков новых субъектов РФ, рассмотрены нормы Федеральных законов от 31.07.2023 № 389-ФЗ и от 04.08.2023 № 427-ФЗ, приведены примеры перерасчета сумм налога по ПСН.
Согласно изменениям ИП, применяющие ПСН, вправе уменьшить налог на страховые взносы, подлежащие уплате в соответствии со статьей 430 НК РФ, что предусматривает уменьшение на указанные страховые взносы без необходимости их фактической уплаты на момент такого уменьшения.
Положения Федерального закона № 389-ФЗ в части порядка уменьшения налога по ПСН распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
Исходя из положений пункта 1.2 статьи 430 НК РФ ИП уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года.
В случае, если величина их дохода за расчетный период превышает 300 000 рублей, то ИП дополнительно уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 % с сумм такого превышения, но не более 257 061 рублей в 2023 году.
Федеральным законом № 427-ФЗ дополнены положения статьи 430 НК РФ пунктом 1.3, согласно которому ИП, нотариусы, адвокаты (пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), поставленные на учет в налоговых органах на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области и осуществляющие деятельность в указанных субъектах РФ, уплачивают страховые взносы на ОПС, ОМС только в совокупном фиксированном размере 14 400 рублей за расчетный период 2023 года, 25 200 рублей за расчетный период 2024 года, 36 000 рублей за расчетный период 2025 года, а начиная с 2026 года в размере, установленном пунктом 1.2 статьи 430 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 430 НК РФ.
Действие положений статьи 430 НК РФ в редакции указанного Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
Таким образом, за расчетный период 2023 года налогоплательщики указанных территорий производят уплату страховых взносов на ОПС, ОМС только в совокупном фиксированном размере 14 400 рублей.
Вместе с тем, до вступления в силу Федерального закона № 427-ФЗ часть налогоплательщиков уменьшили налог (часть налога) по ПСН за 2023 год на уплаченные фиксированные страховые взносы за расчетный период 2023 года (в соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ уплата таких страховых взносов должна быть осуществлена не позднее 31.12.2023) в размере 45 842 рублей и страховые взносы в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за расчетный период 2023 года (в соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ уплата таких страховых взносов должна быть осуществлена не позднее 01.07.2024).
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Учитывая изложенное, сумма налога по ПСН за 2023 год в отношении ИП ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, которые уменьшили налог (часть налога) на страховые взносы в размере, предусмотренном статьей 430 НК РФ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона № 427-ФЗ, перерасчету в связи с принятием Федерального закона № 427-ФЗ не подлежит.
При этом указанная сумма страховых взносов, на которые налогоплательщиком уменьшен налог по ПСН за налоговый период 2023 года, повторно не учитывается при уменьшении налога по ПСН в последующих налоговых периодах.
В этой связи, для целей уменьшения налога в последующих налоговых периодах размер страховых взносов, подлежащих уплате в этих периодах, уменьшается на сумму страховых взносов, на которые ИП уменьшен налог за налоговый период 2023 года, в размере, превышающем установленный статьей 430 Кодекса (в редакции Федерального закона N 427-ФЗ) размер страховых взносов.
Например, ИП получил патент на период с 01.01.2023 по 31.12.2023. Потенциально возможный доход по указанному патенту составил 850 000 руб. Исчисленная сумма налога составила 51 000 руб.
Страховые взносы в фиксированном размере за 2023 год в размере 45 842 руб. (по сроку 31.12.2023), а также часть страховых взносов в размере 1% с доходов свыше 300 000 руб. за расчетный период 2023 года (по сроку уплаты 01.07.2024) в размере 5 158 руб. налогоплательщик уплатил платежным поручением на КБК указанных страховых взносов или на КБК ЕНП 15.03.2023.
До принятия Федерального закона № 427-ФЗ ИП уменьшил сумму налога по ПСН в размере 51 000 руб. на страховые взносы в размере 51 000 руб. (45 842 руб. + 5 158 руб. (часть страховых взносов, исчисленных в размере 1% с доходов свыше 300 000 руб.)).
В указанном случае перерасчет суммы налога в связи с принятием Федерального закона № 427-ФЗ не требуется.
При этом сумма страховых взносов, учитываемая при уменьшении налога по ПСН в последующих налоговых периодах, уменьшается на сумму страховых взносов в размере, превышающем установленный статьей 430 Кодекса (в редакции Федерального закона N 427-ФЗ) размер страховых взносов (в данном примере 36600 руб. (45842 + 5158 - 14400)), на которые налогоплательщиком уменьшен налог по ПСН за налоговый период 2023 года.
Так, исходя из ситуации, описанной в примере, при уменьшении налога по ПСН за налоговые периоды 2024 года ИП не вправе произвести такое уменьшение на подлежащие уплате в указанном году страховые взносы в размере 25 200 рублей, поскольку сумма вышеуказанного превышения размера страховых взносов, на которую уменьшен налог за налоговый период 2023 года, превышает подлежащую уплате в 2024 году сумму страховых взносов.
В данной ситуации налогоплательщик вправе уменьшить налог по ПСН за налоговый период 2025 года только в размере, не превышающем 24 600 руб. (36 000 рублей фиксированные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период 2025 года - 11 400 руб. (разница между учтенной при уменьшении в 2023 году суммой страховых взносов и суммами фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате за 2023 и 2024 годы (51 000 руб. - (14 400 руб. + 25 200)).
 
 
Письмо ФНС России от 06.10.2023 № АБ-4-20/12817@ «По вопросу проверок налоговыми органами соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники»
В письме ФНС России рассмотрела обращение по вопросу проверок налоговыми органами соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники в ресторанах и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Согласно статье 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ автоматическое устройство для расчетов - это устройство для осуществления расчета с покупателем в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом № 54-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем до совершения расчетов. При этом кассовый чек на бумажном носителе пользователем может не печататься.
В соответствии с п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:
1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, технически сложных товаров) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.
Согласно пункту 5.3 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пункта 5 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека одним из следующих способов:
1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ;
2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5.4 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчетов, указанных в пункте 5.3 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, кассовый чек должен быть сформирован не позднее момента передачи товара.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов, если иное не предусмотрено пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, либо соединяется с корпусом автоматического устройства для расчетов, используемого банковским платежным агентом (субагентом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", механически или иным способом, обеспечивающим выполнение требований Федерального закона N 54-ФЗ пользователем при применении контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ форматы фискальных документов, обязательные к использованию, утверждаются уполномоченным органом и размещаются на его официальном сайте в сети «Интернет».
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ кассовый чек, сформированный с использованием контрольно-кассовой техники, применяемой в автоматическом устройстве для расчетов, должен содержать в качестве обязательного реквизита заводской номер такого автоматического устройства для расчетов.
Согласно Приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее - Приказ о ФФД) кассовый чек должен содержать реквизит «признак способа расчета» (тег 1214) в случаях, предусмотренных Приказом о ФФД.
В соответствии с Приказом о ФФД значения реквизита «признак способа расчета» (тег 1214) и основания для присвоения указанному реквизиту соответствующих значений определены таблицей 24 Приложения № 2 Приказа о ФФД для ФФД версии 1.05, таблицей 62 для ФФД версии 1.1 и таблицей 100 для ФФД версии 1.2.
Указанными таблицами Приказа о ФФД предусмотрено, в случае:
- полной предварительной оплаты до момента передачи предмета расчета, реквизит «признак способа расчета» (тег 1214) должен иметь значение, равное «1»;
- полной оплаты, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета, реквизит «признак способа расчета» (тег 1214) должен иметь значение, равное «4».
В соответствии с примечанием 10 к таблице 21 Приложения № 2 Приказа о ФФД для ФФД версии 1.05 реквизит «признак способа расчета» (тег 1214) включается в состав реквизита «предмет расчета» (тег 1059) в случае, когда признак способа расчета отличен от «полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета».
Таким образом, в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники при совершении пользователями расчетов с покупателями (клиентами) по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем в пределах торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях, с использованием автоматических устройств для расчетов, контрольно-кассовая техника должна применяться пользователями при совершении таких расчетов на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета и должна быть установлена внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов.
Федеральным законом № 54-ФЗ не предусмотрены исключения в отношении указанного требования об обязательной установке контрольно-кассовой техники внутри корпуса автоматического устройства для расчетов для пользователей, не являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), а также для пользователей, деятельность которых не подпадает под действие положений пункта 5.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ.
Также сообщается, что в соответствии с условиями, изложенными в Обращении, предусмотрено, что пользователи или уполномоченные ими лица, совершают расчеты с покупателями (клиентами) при непосредственном взаимодействии с покупателем (клиентом) в момент передачи предмета расчета покупателю (клиенту), а также не исключается возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом в момент полной предварительной оплаты до момента передачи предмета расчета. В частности, покупатель (клиент) при совершении расчетов с использованием автоматического устройства для расчетов может обратиться к пользователю или уполномоченному им лицу с просьбой об оказании ему консультации или помощи при совершении такого расчета, вплоть до совершения такого расчета пользователем или уполномоченным им лицом с использованием автоматического устройства для расчетов в присутствии покупателя (клиента).
Соответственно такие расчеты, указанные в Обращении, которые совершаются пользователем с использованием автоматического устройства для расчетов, не являются расчетами в безналичном порядке, исключающими возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и не подпадают под действие пункта 5.3 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ.
Одновременно сообщается, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники пользователи контрольно-кассовой техники должны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов, формировать и выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки в зависимости от того, каким именно из способов, перечисленных в таблицах 24, 62 и 100 Приказа о ФФД, они осуществляют расчеты с покупателями (клиентами), в том числе с учетом момента передачи товаров (работ, услуг) покупателям (клиентам).
Соответственно в случае если при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) пользователь первоначально осуществляет прием (получение) от покупателя (клиента) денежных средств в виде предварительной оплаты с последующим предоставлением товаров (работ, услуг) не в момент приема (получения) денежных средств от покупателя, то указанный пользователь обязан:
- в момент получения от покупателя (клиента) полной предоплаты за товары (работы, услуги) сформировать с использованием контрольно-кассовой техники и выдавать покупателю (клиенту) кассовый чек, который содержит реквизит «признак способа расчета» (тег 1214), имеющий значение, равное «1» (Полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета);
- в момент выдачи (передачи) покупателю (клиенту) товара (работы, услуги), который был предварительно полностью предоплачен покупателем (клиентом), сформировать с использованием контрольно-кассовой техники и выдавать покупателю (клиенту) кассовый чек, который содержит реквизит «признак способа расчета» (тег 1214), имеющий значение, равное «4» (Полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты), в момент передачи предмета расчета). В случае, если пользователь применяет контрольно-кассовую технику, осуществляющую формирование фискальных документов в соответствии с ФФД версии 1.05, то он вправе не включать в состав кассового чека реквизит «признак способа расчета» (тег 1214), если он имеет значение, равное «4».
В случае, если пользователь контрольно-кассовой техники признает доходы для целей налогообложения кассовым методом (то есть на момент получения денег, а не на момент передачи предмета расчета), то в таком случае в момент получения от покупателя (клиента) полной предоплаты за товары (работы, услуги) он вправе сформировать с использованием контрольно-кассовой техники и выдать покупателю (клиенту) кассовый чек, который содержит реквизит «признак способа расчета» (тег 1214), имеющий значение, равное «4» (Полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты), и не формировать кассовый чек в момент выдачи (передачи) покупателю (клиенту) товара (работы, услуги), который был предварительно полностью предоплачен покупателем (клиентом).
Обращается внимание, что нарушение вышеуказанных обязательных требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники влечет привлечение к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
Еще статьи...