Главная Южно-Уральский бухгалтер Статьи в открытом доступе Как учесть ИП расходы на рекламу в Интернете
ЛЕБЕДЕВА Галина, зам. начальника отдела работы 
с налогоплательщиками ИФНС России 
по Калининскому району г. Челябинска
 
 lebedeva

Каждый предприниматель тратит значительные средства на рекламу своих товаров, работ или услуг. В последнее время все большую популярность приобретает размещение рекламы в сети Интернет с помощью различных интернет-ресурсов. Реклама может оформляться в виде бегущей строки, баннеров, «всплывающих окон», текстовых объявлений и т. п.

Индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется предпринимателем самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Этой главой предусмотрена возможность уменьшения налогооблагаемой базы на рекламные расходы, необходимость несения которых вполне очевидна.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (с учетом положений п. 4 данной статьи).

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу разделяются на ненормируемые и нормируемые.

К ненормируемым (включаются в расходы в полном объеме) относятся расходы:

  • на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы на иные виды рекламы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Что признается рекламой

Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» дано следующее определение рекламы. Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламопроизводителем – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламой не признается...

В ст. 2 Федерального закона «О рекламе» определено, что он не распространяется на:

  • информацию, доведение которой до потребителя обязательно в соответствии с федеральным законом;
  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • информацию о товаре (работе, услуге), его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

Следовательно, затраты организации на вышеперечисленные цели не будут являться расходами на рекламу (хотя и могут признаваться расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, но по другим основаниям).

Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Таким образом, указание на здании в месте нахождения организации или предпринимателя наименования, адреса и режима работы является обязательным требованием, предъявляемым к вывеске. Следовательно, затраты на изготовление такой вывески не относятся к расходам на рекламу. Расходы на изготовление вывески учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией.

Основной признак рекламы

Основным признаком рекламы является ее адресованность неопределенному кругу лиц.

В Федеральном законе «О рекламе» отсутствует расшифровка словосочетания «неопределенный круг лиц».

В Письме ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 сказано, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена. Распространение информации должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, если заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.

Таким образом, по мнению ФАС России, информацию можно считать адресованной неопределенному кругу лиц при наличии следующих условий:

  • отсутствие в информации указания о лицах, для которых она создана,
  • заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

По мнению Минфина, России под неопределенным кругом лиц понимается неопределенность целевой аудитории. Указанная позиция четко прослеживается в официальных Письмах контролирующих органов, касающихся учета конкретных расходов.

О неопределенном круге лиц говорится в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 № АЦ/4624. Письмо является приложением № 3 к письму ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348. Так, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Затраты на размещение рекламы в Интернете

Реклама на сайте может иметь вид баннера, бегущей строки, текстового блока и т. д.

Если созданные видео- (аудио-) ролики транслируются через средства массовой информации (телевидение, радио, интернет-ресурсы, периодические печатные издания), то, по мнению Минфина России, расходы, связанные с их трансляцией, могут учитываться для целей налогообложения в полном объеме. Такие выводы содержит Письмо Минфина России от 07.12.2011 № 03-03-06/1/812.

Кроме того, по мнению ведомства, к рекламным расходам можно отнести затраты по продвижению сайта (Письмо Минфина России от 16.12.2011 № 03-11-11/317). Однако создание самого сайта рекламными расходами не является. При этом если налогоплательщику принадлежат исключительные права на созданный сторонней организацией сайт и указанные права подтверждены документально, то расходы могут быть отнесены к расходам на приобретение исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных.

При этом расходы на первичную регистрацию доменного имени включаются в первоначальную стоимость сайта, если он является нематериальным активом.

Расходы на перерегистрацию доменного имени признаются текущими затратами. Перерегистрация осуществляется, как правило, ежегодно и обеспечивает предпринимателю возможность сохранения именно за ней определенного имени своего сайта в Интернете. Перерегистрация доменного имени не приводит к изменению качественных характеристик интернет-сайта и потому не влияет на его первоначальную стоимость.

Следовательно, расходы на перерегистрацию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Затраты на услуги по техническому обслуживанию сайта также относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Как подтвердить расходы

Каким же образом можно подтвердить факт оказания рекламных услуг. В качестве такого подтверждения можно использовать скриншоты или отчеты статистических программ.

Скриншот – это снимок с экрана, то есть изображение, полученное компьютером и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора. Он может быть получен с помощью специальной программы либо внешнего устройства (фотокамеры). Таким образом, по скриншоту можно увидеть, как выглядела реклама в определенный момент времени, а также на каком интернет-ресурсе она была размещена. Однако скриншот не подтверждает период ее показа. Что касается статистических программ, то они лишь фиксируют частоту посещения сайта через интернет-рекламу.

Для подтверждения расходов на интернет-рекламу достаточно будет стандартного пакета документов. Единственный нюанс, который должен быть в них отражен, – кто занимается изготовлением самого рекламного макета: предприниматель-заказчик или исполнитель.

Если макет изготавливает предприниматель своими силами, то в пакет документов войдут договор на оказание услуг (размещение рекламы), акт приема-передачи макета рекламного объявления; если макет изготавливает исполнитель (рекламное агентство) – договор на оказание услуг (размещение рекламы) и выполнение работ (изготовление макета), акт приема-передачи выполненных работ.

В обоих случаях также понадобятся акт сдачи-приемки оказанных услуг согласно предусмотренной договором периодичности (один раз в месяц, квартал и т. п.), счет-фактура (если рекламный агент является плательщиком НДС), платежные документы.

Интересная статья? Поделись ей с другими: